ОмскАвтоСклад

И это все о нем

(страницы жизни и творчества писателя)

 

Детство

Макси́м Го́рький (настоящее имя — Алексе́й Макси́мович Пешко́в) родился в 1868 году в Нижнем Новгороде, в большом деревянном доме на каменном фундаменте на Ковалихинской улице, принадлежавшем его деду, владельцу красильной мастерской Василию Васильевичу Каширину. Рано осиротев, Алексей провёл детские годы в семье деда по матери Василия Каширина в Нижнем Новгороде, в частности в доме на Почтовом съезде, где сейчас располагается музей, известный как «Домик Каширина».  С 11 лет вынужден был зарабатывать — идти «в люди»: работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, пекарем, учился в иконописной мастерской.

Читать Алексея научила мать, дед Каширин обучил азам церковной грамоты. Недолго учился в приходской школе, затем два класса отучился в слободском начальном училище в Канавине, немного учился в начальном приходском училище для детей из неимущих слоёв.

Среднего образования не получил, документов для поступления в университет не имел. При этом Пешков обладал сильной волей к обучению и, по свидетельству деда Каширина, «лошадиной» памятью, он много и жадно читал.

 

Юность и первые шаги в литературе

В 1884 году Алексей Пешков приехал в Казань и попытался поступить в Казанский университет, но потерпел неудачу. В тот год уставом университета было резко сокращено число мест для выходцев из беднейших слоёв, к тому же у Пешкова не было аттестата о среднем образовании. Работал на пристанях, где начал посещать сходки революционно настроенной молодёжи. Познакомился с марксистской литературой и пропагандистской работой.

29 апреля 1891 года Пешков отправился из Нижнего Новгорода странствовать «по Руси». Побывал в Поволжье, на Дону, на Украине, в Крыму и на Кавказе, большую часть пути прошёл пешком, иногда ехал на подводах, на тормозных площадках железнодорожных грузовых вагонов. В ноябре пришёл в Тифлис. Устроился рабочим в железнодорожную мастерскую. Летом 1892 года, будучи в Тифлисе, Пешков познакомился и сдружился с участником революционного движения Александром Калюжным. Слушая рассказы юноши о странствиях по стране, Калюжный настойчиво предлагал Пешкову записывать случившиеся с ним истории. Псевдоним Максим Горький впервые появился 12 сентября 1892 года в тифлисской газете «Кавказ» в подписи к рассказу «Макар Чудра» (драма из цыганской жизни). В октябре этого же года Пешков вернулся в Нижний Новгород.

 

Жена Максима Горького Екатерина Пешкова

 

В 1893 году начинающий писатель опубликовал несколько рассказов в нижегородских газетах «Волгарь» и «Волжский вестник». Его литературным наставником становится Короленко. Он пишет новеллу «Старуха Изергиль», рассказ «Челкаш» о приключениях босяка-контрабандиста, который после публикации приносит первую литературную известность своему автору — Максиму Горькому.

В 1895 году Короленко посоветовал Пешкову переехать в Самару, где тот стал профессиональным журналистом, и начал зарабатывать себе на хлеб статьями и очерками — под псевдонимом Иегудиил Хламида. В 1895 году в «Самарской газете» был опубликован очерк «Бабушка Акулина» — первый набросок к будущей повести «Детство»

30 августа 1896 года в самарском  Вознесенском соборе  Горький  обвенчался с корректором «Самарской газеты» Екатериной Волжиной. В этом же году ему впервые поставили диагноз – туберкулёз. В 1897 году родился его первенец — сын Максим.

В 1897 году Горький — автор произведений в журналах «Русская мысль», «Новое слово» и «Северный вестник». Опубликованы его рассказы «Коновалов», «Зазубрина», «Ярмарка в Голтве», «Супруги Орловы», «Мальва», «Бывшие люди» и другие. В октябре начал работу над первым крупным произведением, повестью «Фома Гордеев».

 

Литературная и общественная деятельность

От первой известности — к признанию (1897—1902)

С октября 1897 года до середины января 1898 года Горький жил в посёлке Каменка (ныне город Кувшиново Тверской области). Впоследствии жизненные впечатления этого периода послужили писателю материалом для романа «Жизнь Клима Самгина».

В 1898 году издательством С. Дороватовского и А. Чарушникова выпущены первые два тома «Очерков и рассказов» М. Горького. Оба тома были быстро распроданы. Через два месяца после выхода книги писатель, чьё имя было уже на слуху, был арестован в Нижнем, этапирован и заключён в Метехский замок Тифлиса за прежние революционные дела.

 

1900 год. Ясная Поляна. Лев Толстой и Максим Горький

 

В 1899 году Горький впервые появляется в Санкт-Петербурге. В этом же году издательством С. Дороватовского и А. Чарушникова первым изданием выпущен третий том «Очерков и рассказов». В этом же году публикуются роман «Фома Гордеев», поэма в прозе «Песня о Соколе». Появляются первые переводы Горького на иностранных языках.

В 1900—1901 году Горький написал роман «Трое», оставшийся малоизвестным. Происходит личное знакомство Горького с ЧеховымТолстым.

 

Михаил Нестеров. Портрет А. М. Горького. (1901 г.) Музей А. М. Горького, Москва.

 

В марте 1901 года в Нижнем Новгороде он создал произведение небольшого формата, но редкого, оригинального жанра, песню в прозе, — широко известную как «Песня о Буревестнике». Участвует в марксистских рабочих кружках Нижнего Новгорода, СормоваСанкт-Петербурга; написал прокламацию, призывающую к борьбе с самодержавием. За это арестован и выслан из Нижнего Новгорода.

В 1901 году Горький впервые обратился к драматургии. Создаёт пьесы «Мещане» (1901), «На дне» (1902).

21 февраля 1902 года после всего шести лет регулярной литературной деятельности происходит избрание Горького в почётные академики Императорской Академии наук по разряду изящной словесности, но по настоянию возмущенного царя   Николая II  его избрание было аннулировано правительством, поскольку новоизбранный академик «находился под надзором полиции». В связи с этим Чехов и Короленко отказались от членства в Академии. 20 марта 1917 года после свержения монархии Горький был избран почётным членом Академии наук повторно.

В 1903 году вышло первое издание стихотворения «Легенда о Марко», положенного композитором Александром Спендиаровым на музыку. В дальнейшем стихотворение много раз переиздавалось под названиями: «Валашская сказка», «Фея», «Рыбак и фея». В 1906 году стихотворение включено в книгу «М. Горький. Песня о Соколе. Песня о Буревестнике. Легенда о Марко». Это первая книга из объёмной «Дешёвой библиотеки товарищества „Знание“», изданной в Санкт-Петербурге в 1906 году,  где насчитывалось более 30 произведений Горького.

Квартира в Нижнем Новгороде

В сентябре 1902 года, уже получивший мировую известность и солидные гонорары Горький, с женой Екатериной Павловной и детьми Максимом и Катей, поселился в арендованных 11 комнатах нижегородского дома барона Н. Ф. Киршбаума (ныне Музей-квартира А. М. Горького в Нижнем Новгороде). К этому времени Горький был автором шести томов литературных сочинений, около 50 его произведений были изданы на 16 языках. В 1902 году о Горьком было опубликовано 260 газетных и 50 журнальных статей, издано более 100 монографий.

В 1903 и 1904 году Общество русских драматических писателей и композиторов дважды присуждало Горькому Грибоедовскую премию за пьесы «Мещане» и «На дне». Писатель приобрёл престиж в столичном обществе: в Санкт-Петербурге:  Горький был известен по деятельности книжного издательства «Знание», а в Москве являлся ведущим драматургом в Художественном театре (МХТ).

В Нижнем Новгороде, при щедрой финансовой и организационной поддержке Горького, завершалось строительство Народного дома, создавался народный театр, открылась школа им. Ф. И. Шаляпина.

Квартиру писателя в Нижнем Новгороде современники называли «Горьковской академией», в ней, почти ежедневно писателя бывали представители творческой интеллигенции, среди них Лев ТолстойЛеонид АндреевИван БунинАнтон ЧеховИлья РепинКонстантин Станиславский и др.,  самый близкий друг — Фёдор Шаляпин.

В нижегородской квартире Горький закончил пьесу «На дне», ощутил вдохновляющий успех после её постановок в России и Европе, сделал наброски к повести «Мать», написал поэму «Человек», осмыслил канву пьесы «Дачники».

 

Актриса МХТ Мария Андреева

 

На рубеже 1900-х годов в жизни Горького появилась известная актриса  Московского Художественного  театра (МХТ) Мария  Андреева. В 1904—1905 году писатель под влиянием Андреевой сблизился с ленинской партией РСДРП и вступил в неё. 27 ноября 1905 года происходит первая встреча Горького с Лениным.

 

Пролетарский писатель

Максим Горький, 1905

 

В 1904—1905 годах Максим Горький пишет пьесы «Дачники», «Дети солнца», «Ва́рвары». За революционную прокламацию, и в связи с расстрелом 9 января, арестован и заключён в одиночную камеру Петропавловской крепости. В защиту Горького выступили известные деятели искусства  Анатоль ФрансОгюст РоденТомас Харди, итальянский  композитор Джакомо Пуччини, другие представители творческого и научного мира из Германии, Франции, Англии. В Риме прошли студенческие демонстрации[78]. Под давлением общественности 14 февраля 1905 года освобождён под залог.

Осенью 1905 года в МХТ состоялась премьера новой пьесы Горького «Дети солнца»..

 

Горький — издатель

М. Горький, Д. Н. Мамин-СибирякН. Д. Телешов и И. А. Бунин. Ялта, 1902

 

Максим Горький талантливо проявил себя и как издатель. С 1902 по 1921 год он возглавлял три крупных издательства — «Знание», «Парус» и «Всемирная литература».

Максим Горький, 1906 год

 

В начале 1906 года Горький покинул Россию, где его начали преследовать за политическую деятельность, и стал политическим эмигрантом.

 

В США

В феврале 1906 года по поручению Ленина и Красина Горький с актрисой Марией Андреевой отправились через Финляндию, Швецию, Германию, Швейцарию и Францию пароходом в Америку. В Америке Горький с Андреевой пробыли до сентября. Цель — сбор средств  в кассу большевиков для подготовки революции в России. По прибытию в США Горького ждала восторженная встреча журналистов и сочувствующих большевикам, он участвовал в нескольких митингах в Нью-Йорке Бостоне, Филадельфии.

В Америке Горький создал сатирические памфлеты о «буржуазной» культуре Франции и США («Мои интервью», «В Америке»). Горький начал пролетарский роман «Мать». Вернувшись в сентябре на краткое время в Россию, пишет пьесу «Враги», завершает роман «Мать».

 

На Капри. Распорядок рабочего дня Горького

В октябре 1906 года из-за туберкулёза Горький с Марией Андреевой поселился в Италии.

Вилла на Капри (бордовая), которую арендовал Горький в 1909—1911 гг.

 

Писатель выписывал газеты из России — как большие столичные, так и губернские, а также иностранные издания. Ему приходила на Капри обширная корреспонденция — как из России, так и из других стран. На Капри Горький написал также «Исповедь» (1908), где обозначились его философские расхождения с Лениным, пьесу «Последние», повесть «Жизнь ненужного человека» (1908), повесть «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина»(1909), «Сказки об Италии».

 

Возвращение в Россию, события и деятельность 1913—1917 годов

31 декабря 1913 года, закончив в Италии повесть «Детство», после объявления всеобщей амнистии по случаю 300-летия дома Романовых (коснувшейся прежде всего политических литераторов), Горький вернулся в Россию. В 1914 году Горький редактировал большевистские газеты «Звезда» и «Правда», художественный отдел большевистского журнала «Просвещение», издавал первый сборник пролетарских писателей. Издавал с 1915 по 1917 год журнал «Летопись», основал издательство «Парус». В 1912—1916 годах Горький создает серию рассказов и очерков, составивших сборник «По Руси», автобиографические повести «Детство», «В людях». Последняя часть трилогии «Мои университеты» была написана в 1923 году.

 

Февральская и Октябрьская революции, события и деятельность 1917—1921 годов

В 1917—1919 годах Горький, прохладно воспринявший Февральскую и Октябрьскую революцию, вёл большую общественную и правозащитную работу, критиковал методы большевиков, осуждал их отношение к старой интеллигенции, спасал ряд её представителей от репрессий большевиков и голода. Вступался за низложенных Романовых, над которыми повсеместно глумились стихийно собирающиеся толпы. Не найдя подходящей трибуны для выражения самостоятельной позиции, Горький 1 мая 1917 года начал издавать газету «Новая жизнь», из своих публицистических колонок он сформировал две книги «Несвоевременные мысли» и «Революция и культура».

Красной нитью публицистики Горького этого периода были размышления о свободе русского народа, призыв к овладению знаниями и преодолению невежества, к занятиям творчеством и наукой, к сбережению культуры (ценности которой нещадно разграблялись). 29 июля 1918 года газета «Новая жизнь» была закрыта. «Несвоевременные мысли» с их честными, критическими оценками событий первых послереволюционных лет в следующий раз изданы в СССР только 70 лет спустя, в 1988 году.

В 1919 году по инициативе и при решающем участии Горького организовано издательство «Всемирная литература», целью которого стало издание более 200 томов произведений мировой классики в эталонном переводе, с высококвалифицированными комментариями и интерпретациями крупнейших литературоведов.

 

Эмиграция после Октябрьской революции

Беседа Иосифа Сталина с Максимом Горьким

 

16 октября 1921 года — отъезд M. Горького за границу, причиной которого было возобновление его болезни и необходимость, по настоянию Ленина, лечиться за границей. По другой версии, Горький был вынужден уехать из-за обострения идеологических разногласий с советской властью.

С 1922 по 1928 год Горький написал «Заметки из дневника», «Мои университеты», а также «Рассказы 1922—24 гг.». Ядром сборника, пронизанного единым сюжетом, являются «Рассказ о необыкновенном» и «Отшельник», где Горький единственный раз в своём творчестве обратился к теме гражданской войны в России. В 1925 году вышел в свет роман «Дело Артамоновых».

С 1924 года Горький жил в Италии, где  играл роль своеобразного «моста» между русской эмиграцией и СССР, пытался прилагать  усилия по сближению русских эмигрантов первой волны с исторической родиной. Горький начал свой единственный издательский проект в Европе  с помощью журнала «Беседа», издаваемого вместе с писателями Шкловским и Ходасевичем с целью предоставления возможности молодым советским писателям издаваться в Европе, а писателям из русской эмиграции иметь читателей на родине.

В марте 1928 года в Италии Горький отметил свой 60-летний юбилей. Телеграммы и письма с поздравлениями ему прислали Стефан ЦвейгЛион ФейхтвангерТомас и Генрих МанныДжон ГолсуорсиГерберт Уэллс и другие известные писатели Европы. Празднование юбилея Горького на высоком уровне было организовано и в Советском Союзе. Во множестве городов и сёл СССР состоялись выставки о жизни и творчестве Горького, в театрах широко шли спектакли по его произведениям, в образовательных учреждениях, клубах, на предприятиях прочитаны лекции и доклады о Горьком и значении его трудов для строительства социализма.

 

Поездки в СССР

В мае 1928 года по приглашению Советского правительства и лично Сталина первый раз за 7 лет после отъезда в эмиграцию Горький приехал в СССР. Горького на перроне приветствовал митинг. С воодушевлением писателя встречали и на других станциях по пути к Москве, а на площади перед Белорусским вокзалом Горького ждала многотысячная толпа, часть пути до дома писателя несли на руках.

Горькому предстояло оценить успехи строительства социализма. Писатель совершил пятинедельную поездку по стране. Во время поездки Горькому показывали достижения СССР, больше всего его восхитила организация труда и чистота (водили писателя на заранее подготовленные объекты). 

В 1931 году Горькому был предоставлен советским правительством для постоянного проживания в Москве особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской улице, с 1965 года — Музей-квартира А. М. Горького в Москве. В 1932 году его именем был назван родной город писателя Нижний Новгород.

 

Возвращение в СССР

Фотография  «Возвращение Максима Горького на Родину»

 

С 1928 по 1933 годы Горький «жил на два дома, зиму и осень проводя в Сорренто», а окончательно вернулся в СССР 9 мая 1933 года. В начале 1930-х годов Горький ждал и рассчитывал на Нобелевскую премию по литературе, на которую он номинировался 5 раз (в 1918, 1923, два раза в 1928, 1933 г.г.), но премию в 1933 году получил Иван Бунин, как писатель  из русской эмиграции. В марте 1932 года две центральные советские газеты, «Правда» и «Известия», одновременно напечатали статью-памфлет Горького под названием, которое стало крылатой фразой — «С кем вы, мастера культуры?»

 

Обложка журнала «Огонёк» приуроченная к 
первому съезду советских писателей, 1934 г.

И. В. Сталин  и М. Горький.

 

Горьким создаётся множество газет и журналов: возобновляется серия «Жизнь замечательных людей», открываются книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», «Библиотека поэта», «История молодого человека XIX столетия», журнал «Литературная учёба», он пишет пьесы «Егор Булычёв и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933). В 1934 году Горький проводит I Всесоюзный съезд советских писателей, выступает на нём с основным докладом.

В 1935 году Горький имел в Москве интересные встречи и беседы с Роменом Ролланом, в августе совершил ностальгическое путешествие на пароходе по Волге. 10 октября 1935 года во МХАТе состоялась премьера пьесы Горького «Враги».

В течение последних 11 лет жизни (1925 — 1936 годы) Горький пишет своё самое крупное, итоговое произведение, роман-эпопею в четырёх частях «Жизнь Клима Самгина» — о судьбах русской интеллигенции в переломную эпоху, её трудном и скользком пути в революцию, разоблачении её иллюзий и заблуждений. Роман остался не дописан до финала, тем не менее воспринимается литературоведами как цельное произведение, необходимое для прочтения любым человеком, кто хочет постигнуть и понять русский XX век. Роман неоднократно экранизирован как культовое произведение социалистического реализма, стал литературной основой для спектаклей во многих театрах СССР.

В  мае 1936 года Горький простудился на холодной ветреной погоде и тяжело заболел.  Он пролежал на даче в  Горках три недели. В спальне безнадёжно больного, находившегося в сознании, в последние дни жизни с ним попрощались самые близкие люди.  18 июня около 11 утра Максим Горький скончался на 69-м году жизни.  

По решению Сталина, тело было кремировано, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве.

 

Надгробная плита в Кремлёвской стене.

 

Макси́м Го́рький (устоявшимся является также употребление настоящего имени писателя в сочетании с псевдонимом — Алексе́й Макси́мович Го́рький ) — русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей

Горький был самым издаваемым в СССР советским писателем: за 1918—1986 годы общий тираж 3556 изданий составил 242,621 млн. экземпляров. Если же принимать в расчёт всех русских писателей, то Горький уступает лишь Л. Н. Толстому и А. С. Пушкину.  С 1932 по 1990 год имя Горького носил его родной город Нижний Новгород.

В 1958 году была впервые выпущена в серии «Жизнь замечательных людей» массовым 75-тысячным тиражом биография «Горький», автором которой выступил исследователь его жизни и творчества, советский писатель и сценарист Илья Груздев, который был знаком и состоял в переписке с самим Горьким

 

Произведения

Романы

Повести

  • 1894 — «Горемыка Павел»
  • 1900 — «Мужик. Очерки» (осталась неоконченной, третья глава при жизни автора не печаталась)
  • 1908 — «Жизнь ненужного человека».
  • 1908 — «Исповедь»
  • 1909 — «Лето»
  • 1909 — «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина».
  • 1913 — 1914 — «Детство»
  • 1915 — 1916 — «В людях»
  • 1923 — «Мои университеты»
  • 1929 — «На краю Земли»

Рассказы

Пьесы

Публицистика

  • 1906 — «Мои интервью», «В Америке» (памфлеты)
  • 1912 — Фельетон. Начало рассказа // Сибирская торговая газета. № 77. 7 апреля 1912 года. Тюмень (перепечатка с газеты «Мысль» (Киев)..
  • 19171918 — цикл статей «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь» (в 1918 вышел отдельным изданием
  • 1922 — «О русском крестьянстве»

Память

Памятники

Памятники Максиму Горькому установлены во многих городах. Среди них:

  • В России — Волгоград, Воронеж, Красноярск, Москва, Нижний Новгород, Оренбург, Пенза,Ростов-на-Дону, Рязань, Санкт-Петербург и др.
  • В Белоруссии, Азербайджане, Казахстане, Грузии, Молдавии

 

Институт мировой литературы и музей Горького. Перед зданием стоит памятник Горькому скульптора Веры Мухиной и архитектора Александра Заварзина. Москва, ул. Поварская, 25а)

 

Памятник в Нижнем Новгороде

 

Памятник в Ростове-на-Дону

 

Памятник в Луганске

 

В филателии

Максим Горький изображен на почтовых марках:

  • Албании 1986 года,
  • Болгарии 1968 года,
  • Венгрии 1948 и 1951 года,
  • ГДР 1953 и 1968 года

Максим Горький на почтовых марках

 

Почтовая марка СССР, 1932 год

 

Почтовая марка СССР, 1943 год

 

Почтовая марка СССР, 1943 год

 

Марка СССР «10 лет со дня смерти М. Горького» (1946)

 

Марка СССР «10 лет со дня смерти М. Горького» (1946)

  

Почтовая марка СССР, 1958 год

 

Почтовая марка СССР, 1959 год: памятник Горькому в Москве

 

Почтовая марка СССР, 1968 год

 

Марка России из серии «Россия. XX век. Культура» (2000)

 

Экранизация произведений Максима Горького.

Детство Горького

Это советский полнометражный художественный фильм по первой повести из автобиографической трилогии Максима Горького. Роль Алёши Пешкова — первая работа в кино актёра Алексея Лярского.

 

Жанр

Биография

Режиссёр

Марк Донской

Автор сценария

Илья Груздев

В ролях

Михаил Трояновский.
Варвара Массалитинова.
Елизавета Алексеева.
Алексей Лярский

Оператор

Пётр Ермолов

Композитор

Лев Шварц

Кинокомпания

Союздетфильм, 1938г.

 

Фильм повествует о детстве русского и советского писателя Максима Горького.

После смерти отца, мать и бабушка привозят Алёшу в дом деда — владельца небольшой красильной мастерской в Нижнем Новгороде. Мальчик быстро освоился в новом доме и близко сошёлся с Цыганком, молодым работником, мастерством которого восхищался дедушка Алёши, но он погиб. Через некоторое время дедушка оставил сыновьям мастерскую, а сам с женой и внуком переехал в новый дом. У Алексея появились друзья — ватага соседских ребят и парализованный мальчик Лёнька, для которого товарищи сделали тележку, чтобы изредка вывозить из дома. Дела у деда шли всё хуже. Алексей изо всех сил старался помочь бабушке, отдавая свои, с трудом заработанные копейки. Некоторое время спустя жажда перемен заставила подростка распрощаться со ставшими родными местами и идти «в люди».

Награды

Премия Ричарда Уиннингтона (кинофестиваль в Эдинбурге)

 

«В людях»

Советский полнометражный художественный фильм, экранизация второй части автобиографической трилогии Максима Горького.

В 1976 году картина была восстановлена на киностудии имени Горького.

Жанр

драма
фильм-биография

Режиссёр

Марк Донской

Автор сценария

Илья Груздев, Марк Донской

В ролях

Алексей Лярский
Варвара Массалитинова,
Михаил Трояновский

Оператор

Пётр Ермолов

Композитор

Лев Шварц

Кинокомпания

Союздетфильм, 1939

Фильм продолжает рассказ о жизни Максима Горького. Бабушка отдала Алексея в обучение чертёжному ремеслу к своим дальним родственникам. Всё ограничилось грязной работой по дому. Не желая выслушивать бесконечные упрёки, Алексей определился посудником на пароход «Добрый», но из-за козней вороватого официанта, Пешкова списали на сушу.

Потом была недолгая работа в иконописной мастерской, но ему пришлось уйти и оттуда, чтобы не стать доносчиком на мастеровых. Он ушёл, получив от товарищей в подарок небольшую картину с портретом лермонтовского Демона. Посоветовавшись с бабушкой, Алексей принял решение уехать из Нижнего и попытать счастья на просторах огромной страны.

Награды

Премия Ричарда Уиннингтона (кинофестиваль в Эдинбурге)

 

«Мои университеты»

Советский полнометражный художественный фильм, заключительная часть кинотрилогии, снятой по автобиографическим произведениям Максима Горького

Жанр

Биография

Режиссёр

Марк Донской

Автор сценария

Марк Донской

В главной
роли

Николай Вальберт

Оператор

Пётр Ермолов

Композитор

Лев Шварц

Кинокомпания

«Союздетфильм»,1940

Алеша Пешков приезжает в Казань учиться. Университет для него оказался несбыточной мечтой, пришлось искать работу, жить без пристанища. Думы молодого Пешкова о жизни не менее тяжелы, чем сама жизнь. В минуту отчаяния он решается на самоубийство…Основное отличие, по мнению одного из кинокритиков,  заключается в изменении образа главного героя: на смену мальчику с широко распахнутыми глазами и открытым лбом приходит повзрослевший человек, более активно вмешивающийся в окружающую жизнь, и действие «драматизируется». Однако режиссёр, как и в первых двух картинах, решает образ главного героя в лирическом ключе, пригласив на эту роль начинающего исполнителя (Николая Вальберта, единственный раз снявшегося в кино).

Награды

Венецианский кинофестиваль

1948 год — Специальная премия итальянских киножурналистов

 

«Васса»

Художественный фильм кинорежиссёра Глеба Панфилова по мотивам пьесы М. Горького «Васса Железнова».

 

Жанр

драма

Режиссёр

Глеб Панфилов

Автор сценария

Глеб Панфилов

В ролях

Инна Чурикова, Вадим Медведев, Николай Скоробогатов, Валентина Теличкина, Альберт Филозов и др.

Оператор

Леонид Калашников

Композитор

Вадим Биберган

Кинокомпания

Мосфильм 1-е ТО, 1982

Сага о гибели купеческой семьи. Васса Железнова в течение многих лет возглавляет семейное дело и, несмотря на непутёвых детей, распутного мужа, брата-алкоголика и невестку-революционерку, пытается сохранить хотя бы видимость нормальной семьи. Наступает 1913 год, и всё, чему была посвящена её жизнь, терпит крушение.

Награды

Главный приз XIII Московского международного кинофестиваля.

В 1985 году Глеб Панфилов, Леонид Калашников, Николай Скоробогатов, Валентина Теличкина, Инна Чурикова, были награждены Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых — за художественный фильм «Васса» (1982) производства киностудии «Мосфильм.

 

«Де́ло Артамо́новых»

Советский художественный фильм, снятый по одноимённому роману Максима Горького.

Фильм восстановлен в 1968 году.

Жанр

драма / семейная хроника

Режиссёр

Григорий Рошаль

Автор сценария

Сергей Ермолинский

В ролях

Вера Марецкая
Михаил Державин-старший
Сергей Ромоданов, Михаил Пуговкин и др.

Оператор

Леонид Косматов

Композитор

Мариан Коваль

Кинокомпания

Мосфильм, 1941

Действие фильма-эпопеи проходит на протяжении полувека, от крестьянской реформы и отмены крепостного права до революционных событий 1917 года.

Повествует о жизни Ильи Артамонова, бывшего приказчика князя Георгия, ставшего владельцем фабрики в небольшом городе, а также его детей (старшего сына Петра и младшего Никиты),  внуков. Старший сын после смерти отца становится главой семейного дела; младший, калека, отказавшись от своей доли в наследстве, уходит в монастырь. Постепенно дело наладилось, пошло в гору и стало приносить серьёзную прибыль. Уже выросшие внуки первого Артамонова начинают приобщаться к управлению фабрикой. Тяжёлая жизнь рабочих нашла отклик в сердце вернувшегося домой Ильи. Порвав с семьёй, он находит своё место среди большевиков. Первая Мировая война и Октябрьская революция поставили точку на семейном деле Артамоновых. Начались стачки и волнения. Власть перешла к пролетариату, пришедшему на смену старым хозяевам жизни.

 

«Дети солнца»

Советский художественный телефильм, экранизация одноимённой пьесы Максима Горького.

 

Жанр

Психологическая драма

Режиссёр

Леонид Пчелкин

Автор сценария

Максим Горький
Иннокентий Смоктуновский

В ролях

Иннокентий СмоктуновскийБогдан СтупкаНаталья Гундарева, Евгения Симонова, Алла Демидова, Александр Лазарев, Борис Невзоров, Петр Щербаков  и др.

Кинокомпания

Мосфильм, 1985

Драматическое повествование о судьбе семьи русских интеллигентов, живущих  в тяжёлые времена Первой русской революции. Милые, умные и добрые люди с идеалистическими мыслями и разговорами вдруг наглядно сталкиваются со страшным лицом русского «холерного бунта», когда толпа гонится, чтобы убить, за доктором, неудачно пытавшимся вылечить кого-то… Один герой кончает жизнь самоубийством, другой сходит с ума, третий страдает от неразделённой любви.

 

«Егор Булычов и другие»

Художественный фильм, драма. Экранизация одноимённой пьесы М. Горького. Это дебют Сергея Соловьева (тогда выпускника ВГИК) в полнометражном кино.

Жанр

драма

Режиссёр

Сергей Соловьёв

Автор сценария

Сергей Соловьёв

Композитор

Исаак Шварц

Оператор

Леонид Калашников

В ролях

Михаил Ульянов, Майя Булгакова, Екатерина Васильева, Ефим Копелян, Вячеслав Тихонов, Римма Макарова и др.

Кинокомпания

Киностудия «Мосфильм», 1971
Творческое объединение «Луч»

Действие фильма происходит в 1917 году перед февральскими событиями в городе Костроме. Егор Булычов, богатый русский промышленник, тяжело заболел. Предчувствуя свою смерть и грядущие большие перемены в обществе, Булычов оглядывается на свою жизнь и сожалеет, что прожил её неправильно, не на той улице. Из последних сил Булычов спорит с чуждыми по духу людьми, которые его окружают — проворовавшимся управляющим Башкиным, духовным наставником попом Павлином. Между тем жизнь продолжается. Семья и близкие люди умирающего постепенно начинают делить наследство, а дочь Булычова готовится к помолвке…

 

 «Жизнь Кли́ма Самгина́»

14-серийный художественный телефильм  по одноимённому роману Максима Горького.  Сериал впервые показан по телевидению в марте — апреле 1988 года.

 

Жанр

драма/история

Режиссёр

Виктор Титов

Автор сценария

Максим Горький
Виктор Титов
Александр Лапшин

В главных
ролях

Андрей Руденский
Елена Соловей
Эрнст Романов
Армен Джигарханян, Светлана Крючкова, Михаил Глузский, Александр Калягин, Ирина Розанова и др.

Оператор

Владимир Ильин

Композитор

Николай Мартынов

Художник

Юрий Пугач

Кинокомпания

Ленфильм, снимался с 1983г.

Фильм описывает жизнь русского интеллигента Клима Самгина на фоне грандиозной панорамы русской жизни с 1877 по 1917 год.

Награды

 

 

«Летние люди»

 Художественный фильм,  снятый по пьесе Максима Горького «Дачники».

 

Жанр

драма

Режиссёр

Сергей Урсуляк

Продюсер

Олег Капанец

Автор сценария

Сергей Урсуляк

В главных
ролях

Сергей Маковецкий
Светлана Рябова
СергейГармаш, Мария Аронова, Ирина Купченко
Сергей Колтакови др.

Оператор

Сергей Юриздицкий

Композитор

Микаэл Таривердиев

Кинокомпания

КОВСАГ, Роскомкино, 1995г.

Один день из жизни дачного посёлка начала XX века. Сюда съехались представители интеллигенции. Завершается чудный летний день, наполненный лёгким флиртом, ни к чему не обязывающими разговорами, пикниками, шутливыми играми. Но наступает вечер, и мы понимаем, что каждый из героев скрывает свою драму, что ещё немного, и может случиться трагедия. Тем более, что озлобленные крестьяне уже сговариваются поджечь дома своих господ…

Награды

  • Приз за лучшую операторскую работу (С. Юриздицкий) и приз Гильдии кинокритиков — КФ «Киношок-95» (Анапа);
  • Приз жюри «За современное прочтение классики и высокую кинематографическую культуру» — КФ «Литература и кино-96» (Гатчина);
  • Призы кинопрессы за 1995 год лучшим актёрам года (С. Маковецкий за роли в фильмах «Пьеса для пассажира», «Летние люди», «Прибытие поезда» поделил с Е. Мироновым)

 

«Мальва»

Художественный фильм по мотивам рассказов Максима Горького «Мальва» и «Два босяка»

 

Жанр

Мелодрама

Режиссёр

Владимир Браун

В ролях

Дзидра Ритенберга, Павел Усовниченко,Анатолий Игнатьев, Геннадий Юхтини др.

Автор сценария

Николай Коварский

Оператор

Владимир Войтенко

Композитор

ИгорьШамо

Кинокомпания

Киностудия им. А. Довженко, 1956

   

Крестьянин Василий, оставив жену и сына Якова, ушёл из деревни и занялся рыбным промыслом. Забыв о семье, сошёлся с красавицей Мальвой и зажил безмятежной жизнью. Но когда Яков вырос и убедился в бесперспективности деревенской жизни, приехал к отцу. Вскоре отношения между Яковом и Мальвой привели к тому, что Василий стал часто ссориться с любовницей и, оставив их наедине друг с другом, вернулся в деревню. Но гордая Мальва отвергла и Якова.

 

Награды

Дзидра Ритенберга — лауреат международного кинофестиваля в Венеции за лучшую женскую роль (1957)

 

"Мать"

«Мать» («Запрещённые люди») — художественный фильм по одноимённому роману Максима Горького с использованием мотивов из других произведений

Жанр

драма

Режиссёр

Глеб Панфилов

Автор сценария

Глеб Панфилов

В  ролях

Инна Чурикова 
Виктор Раков, Дмитрий Певцов, Алексей Булдаков и др.

Оператор

Михаил Агранович 
Александр Ильховский

Композитор

Вадим Биберган

Звукорежиссер

Роланд Казарян

Кинокомпания

Мосфильм,1989
Cinefilm Ltd. (Италия)

Мать изо всех сил пытается отговорить сына от опасных занятий с революционерами, но постепенно понимает: отговорить не удастся. Теперь она решает просто быть всё время с сыном, защищать его, делить с ним тяготы жизни.

Награды

 

«На дне»

«На дне» (фр. Les bas-fonds) — полнометражный фильм. Экранизация одноимённой пьесы русского писателя Максима Горького. Фильм стал первым лауреатом премии Луи Деллюка.

 

Les bas-fonds

 

Жанр

драма

Режиссёр

Жан Ренуар

Продюсер

Александр Каменка

Автор сценария

Евгений Замятин
Жак Компане
Жан Ренуар
Шарль Спаак

В ролях

Жан Габен
Сюзи Прим
Луи Жуве  и др.

Оператор

Федот Бургасофф

Композитор

Жан Вьенер

Кинокомпания

Фильм Альбатрос (Франция), 1936

В фильме в целом сохраняется сюжет пьесы Горького, однако вводятся некоторые дополнительные линии. Показана история Барона до его появления в ночлежке: он аристократ, проигравший в карты казённые деньги и лишённый всего имущества за долги. Он познакомился с Пеплом, когда последний пытался ограбить дом Барона. В отличие от концовки пьесы, финал картины оптимистичен: Пепел и Наташа покидают ночлежку в надежде на светлое будущее. Ренуар смещает акценты: важная для Горького тема соотношения реальности и вымысла у него ослаблена, а мрачный тон пьесы сознательно смягчён.[1]

 

По Руси

Киноповесть  по ранним рассказам Максима Горького: «Однажды осенью», «Коновалов», «Двадцать шесть и одна», «Мой спутник», «Вывод», «На соли», «Женщина».

 

Жанр

Драма

Режиссёр

Фёдор Филиппов

Автор сценария

Алексей Симуков

В ролях

Алексей Локтев
Роман Филиппов
Людмила Чурсина и др.

Оператор

Эра Савельева

Композитор

Александр Пирумов

Кинокомпания

Мосфильм,1968

Фильм повествует о России конца XIX века, увиденной глазами молодого начинающего писателя Алёши Пешкова, становление которого как человека и художника произошло через познание им людей и их жизни.

На своём пути он встретил бродяг, рабочих, пекарей, цыган, солдат, казаков, торговцев, священника, студентов. В минуту отчаяния он едва не застрелился, настолько мрачной показалась ему жизнь…

 

Преждевременный человек

Советский художественный фильм. Экранизация неоконченной пьесы М. Горького «Яков Богомолов. Фильм стал последней работой А. М. Роома.

Жанр

драма

Режиссёр

Абрам Роом

Автор сценария

Абрам Роом

В 
ролях

Игорь Кваша 
Анастасия Вертинская 
Александр Калягин 
Валентин Смирнитский 
Нина Шацкая 
Анатолий Адоскин
Всеволод Ларионов и др.

Оператор

Леонид Крайненков, Владимир Степанов

Композитор

Александр Скрябин

Кинокомпания

Мосфильм, 1971

Инженер Яков Богомолов (Игорь Кваша) — человек - «трудоголик». Всего себя отдаёт своей работе, увлечён ею настолько, что не замечает происходящего вокруг себя. Молодая жена Ольга (Анастасия Вертинская) изменяет ему, друзья предают, компаньоны не понимают и обманывают…

 

 

«Скуки ради»

Советский художественный фильм, снятый по мотивам одноименного рассказа Максима Горького.

Жанр

драма

Режиссёр

Артур Войтецкий

Автор сценария

Артур Войтецкий
Юрий Ильенко
Юрий Пархоменко
Евгений Хринюк

В ролях

Майя Булгакова
Всеволод Санаев
Людмила Шагалова
Юрий Мажуга
Виктор Сергачев
Евгений Шутов
Владимир Дорофееви др.

Оператор

Валерий Башкатов

Композитор

Игорь Ключарев

Кинокомпания

Киностудия им. А. Довженко,1967

Искренно завидовали жители одной из станций проезжающим мимо них людям. На станции кухаркой работала Арина. Ей было лет под 40, некрасивая, грязная, оборванная, ходила она переваливаясь с ноги на ногу, на её рябом лице блестели узкие испуганные глазки в окружении морщин. Жила Арина одиноко. Но однажды зашёл к ней на кухню стрелочник Гомозов, тоже одинокий человек, потерявший недавно семью, и попросил сшить ему несколько рубах. А потом пригласил зайти к нему вечерком чайку попить, поговорить скуки ради. Ушла от него Арина уже на рассвете. Так они и зажили, пряча от всех свою жизнь. Арина прокрадывалась к нему по ночам чуть ли не ползком.

Об их отношениях, что совершенно естественно, узнали обитатели станции и ради развлечения устроили шутовскую свадьбу.Неподвижно, словно немая, стояла Арина, опустив голову на грудь.А когда растерянный и сконфуженный Гомозов стал поддакивать окружающим, обвиняя Арину во всех несостоявшихся грехах, она повернулась и ушла в степь. Под утро нашли её на чердаке повешенной…

Награды

 

 «Табор уходит в небо»

Широкоформатный художественный фильм известного молдавского кинорежиссёра Эмиля Лотяну по мотивам ранних рассказов знаменитого советского прозаика Максима Горького («Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»). Лидер проката 1976 года в СССР (64,9 млн зрителей).

 

Жанр

Драма, мелодрама

Режиссёр

Эмиль Лотяну

Продюсер

Автор сценария

Эмиль Лотяну

В ролях

Светлана Тома
Григоре Григориу
Мария Капнист,Борислав Брондуков, Ляля Черная, Нина Волшанинова и др.

Оператор

Борис Травкин
Сергей Вронский

Композитор

Евгений ДогаИсидор БурдинВалерий Зубков

Кинокомпания

Киностудия «Мосфильм», 1975.

Фильм рассказывает о любви конокрада Лойко Зобара и цыганки - вещуньи Рады, описанной  в рассказе «Макар Чудра» Максима Горького (СССР). Действие легенды разворачивается в самом начале XX века, внутри цыганского табора на реке Тисе в Закарпатье, на окраине Австро-Венгерской империи. Конокрад Лойко дерзок и удачлив в своем ремесле, причем он успешно ворует белую кобылицу, как этого хотела Рада. Однако он навлекает на себя гнев властей, которые чинят разгром в его родном таборе,  приговаривают Лойко к смерти, но он ухитряется сбежать с собственной казни. В конце фильма Лойко, несмотря на мрачное предсказание старой цыганки - травницы, приходит в сопровождении старого друга в табор Рады и просит знакомого кузнеца Макара Чудру выступить в качестве свадебного ходатая. Затем он, выполняя поставленное ранее девушкой условие их свадьбы — преклонить колени (что у цыган является унижением) перед ней при всём таборе, убивает Раду и при всех встаёт перед её телом на колени. Отец Рады старый солдат Данило, который присутствовал при убийстве дочери, убивает Лойко ножом.

Награды

 

«Трое»

Художественный фильм, поставленный по одноименной повести Максима Горького.

Наряду с дебютировавшими в ленте молодым актерами, в фильме заняты и прославленные мастера сцены и кинематографа.

 

Жанр

драма

Режиссёр

Исидор Анненский

Автор сценария

Исидор Анненский

В ролях

Георгий Третьяков ,
Александр Мартынов ,
Виктор Салин, Юрий Пузырев, Светлана Жгун, Нонна Терерентьева и др.

Оператор

Александр Рыбин

Кинокомпания

Киностудия имени М. Горького, 1970

Картина рассказывает о судьбах и непростом выборе собственного будущего тремя юношами, определившими для себя жизненные приоритеты каждый по-своему.

 

«Фома Гордеев»

 Художественный фильм режиссёра Марка Донского. Снят в 1959 году по мотивам одноимённого романа Максима Горького.

 

Жанр

драма

Режиссёр

Марк Донской

В ролях

Георгий Епифанцев 
Павел Тарасов, Сергей Лукьянов, Марианна Стриженова, Любовь Соколова и др.

Оператор

Маргарита Пилихина

Композитор

Лев Шварц

Кинокомпания

Киностудия имени Горького, 1959

У богатого волжского купца Игната Гордеева родился сын — наследник Фома. Радость омрачена смертью жены, не перенёсшей родов. Фому отдают на воспитание в семью крёстного Якова Маякина.

Через шесть лет отец забирает сына домой и старается воспитать его на свой лад - жёстким и цепким человеком, хозяином жизни. В школе Фома подружился с Колей Ежовым, мальчиком из бедной семьи, первым учеником в классе, и Африканом Смолиным, отпрыском владельца кожевенной фабрики.

С малых лет Фома не может найти себя в той жизни, которой живут его близкие и он сам. После очередного кутежа умирает отец. Молодой человек становится владельцем большого состояния, но и оно не приносит ему радости и спокойствия. Свою неудовлетворённость он разменивает на разгул. Видя сколько вокруг несправедливости, идёт на жестокий, но бессмысленный конфликт с людьми своего круга.

Маякин добивается признания его недееспособным, и в короткий срок безвольный Гордеев оказывается на самом дне жизни. Опустившимся бродягой, он стоит в очереди за похлёбкой в доме призрения, построенном на деньги его отца.

 

Киновоплощения

МКУК ЦБС Ленинского района г.Нижнего Новгорода