ОмскАвтоСклад

При строительстве выставки были применимы все новейшие достижения в области строительного дела.

«Гвоздем» выставки стала ажурная водонапорная башня и ротонда – круглый стальной павильон. Они были построены по проекту инженера В.Г. Шухова. 

Ротонда Шухова Сооружение диаметром 68 м, крыша в виде сильно натянутого висячее го кольцеобразного сетчатого перекрытия-оболочки со стальной висячей мембраной диаметром 25 м в центральной части. Это была первая в мире мембранная конструкция перекрытий зданий. Комбинация двух перекрытий-оболочек наглядно демонстрировала возможности использования стали в архитектуре. Впервые в мире Шухов ввел в практику строительства висячие сетчатые и сводообразные перекрытия-оболочки, получившие свое использование в 8-ми павильонах общей площадью более 25 тысяч квадратных метров.

Сенсацией стал на выставке автомобиль известной фирмы в Петербурге «Фрезе и К°», впервые увиденный нижегородцами. Автомобиль был двухместным, построенный в мае 1896 года, а в июне на выставке он уже возил первых пассажиров. Машина с двухместным кузовом весила около 300 кг и развивала скорость до 20 км/ч. Первое сообщение в прессе об этом событии появилось 8 июля 1896 г. в петербургской газете "Новое время". Создателями первого отечественного безлошадного экипажа стали два петербургских изобретателя — отставной лейтенант военного флота Евгений Александрович Яковлев и горный инженер Петр Александрович Фрезе. Двигатель и трансмиссия были изготовлены заводом Яковлева, а корпус, ходовая часть и колеса фабрикой Фрезе. Чертежей не сохранилось, и параметры автомобиля восстанавливали по имеющимся фотографиям и описаниям.

Достижением Сельскохозяйственного отдела была высокая четырехгранная колонна, поверхность, которой была оклеена зернами различных хлебов: ржаного, пшеничного, ячменного, овса и др. Объем этой колонны, уменьшенный в миллион раз, представлял весь урожай, собранный в 1895 г, который составил свыше 2,5 млрд. пудов или 150 млн. тонн.

Особой гордость отдела«Охотничьи, пушные и рыбные промыслы» по праву считались восемь огромных аквариумов с речными и морскими рыбами, представленных частными лицами.

В отделе«Горное дело и металлургия» была представлена пальма Мерцалова, выкованная из рельса в конце XIX в. кузнецом А.И.Мерцаловымс помощником-молотобойцем Ф.Ф.  Шкариным.Изображение пальмы было награждено на Парижской международной промышленной выставке премией Гран-при.

А в витрине «Уральская платина, товар Янбуртова» был представлен большой шар, изображающий собой добытую в 1889 г. платину в количестве 514 пудов – наибольшую годовую выработку платины за все предшествующее выставке десятилетие.

Огромную территорию на выставке занимало виноделие и винокуренное производство. Фирма князя Голицына устроила недалеко от отдела очень красивый грот – погреб, в котором были представлены способы разлива шампанского и приемы его сохранения.

В витринах с канцелярскими изделиями экспонировалось новое русское изобретение – пишущая машинка «Сампо», автором которой был конструктор К.И. Гогмач из Москвы.

Новинкой в экипажном деле стал оригинальный десятиместный английского типа «Мелькоч», заряженный четверкой лошадей.

Шедеврами в изразцовом, фарфоровом и хрустальном производстве явилась огромная витрина М.С. Кузнецова, на которой был представлен великолепный иконостас, оцененный в 12 тыс. руб., а также витрина императорских фарфоровых и стеклянных заводов в Петербурге.

Нижегородская губерния выставляла 50 различных видов промыслов – это павловское производство замков и ножей, богородские кожевенные изделия, изделия из дерева, мочала, лыка и луба, производство плетеной мебели и многое другое. «Изюминкой» этого отдела была «изба ложкаря», уменьшенная в одну пятую часть обычного крестьянского дома Семеновского уезда. В этих избах жили и творили «золотую хохлому» местные жители.

Акционерное общество «Сормово» выставляло продукцию в собственном павильоне и продемонстрировало, по оценкам экспертов, «выдающиеся успехи в пароходостроении». Вне выставки на реке Оке можно было видеть буксирный пароход и пассажирские пароходы «Император Николай II» и «Императрица Александра», выстроенные Сормовскими заводами.

Внимание посетителей выставки привлекла также продукция Сормовских заводов, предназначенная для железных дорог. И среди них, прежде всего товарные вагоны различных конструкций и предназначений: вагоны-холодильники, вагоны-цистерны на 800 пудов нефтяных остатков, почтовые вагоны и другие.

Главным экспонатом подотдела электротехнической промышленности было здание электростанции на ярмарке, электрическая дорога, связавшая выставку с городом, построенная фирмой «Симинс и Гальск» и электрическая дорога, устроенная на территории выставки фирмой"М.М. Подобедов и Ко" (около 3,7 км).

Последним достижением в военной технике и вооружения стала девятидюймовая береговая мортира и бомбы к этой мортире.

Удивление и восторг посетителей вызывали аэростаты, цветные воздушные шары и дирижабли – экспонаты учебного Воздухоплавательного парка, – которые демонстрировались в полетах. 

Водолазное дело было представлено в отдельном павильоне, где были установлены большие баки со смотровыми иллюминаторами, через которые посетители могли наблюдать действие водолазов в воде. Каждый час в большом резервуаре с водой спускались водолазы, демонстрирующие спецодежду, телефонную связь (система лейтенанта Колбасьева), освещение, предназначенное для подводных работ.

Интересную и поучительную часть строительного отдела на выставке представлял поселок огнестойких построек. Поселок состоял из 16 глиняных,  глиномятных и сырцовых построек и строений с глиносоломенными, черепичными, толевыми и другими крышами с образцовым полем и огородом.

Посетители в павильоне судоходства толпились возле почетных представителей речного флота – яхт, построенных еще Петром I, «Плезир», (с резьбой, собственноручно сделанной императором) и «Верейка».С яхтами соседствовала точная модель катера, на котором Екатерина II совершала путешествие по Волге. У причала прямо на реке можно было посмотреть Сормовские пароходы в действии.

В Художественном отделе около 300 художников представили более 1000 своих работ.

Для нескольких картин потребовалось построить специальные павильоны: отдельно разместились «Взятие аула Ахульго» Ф.А. Рубо и «Воззвание Минина» К.Е. Маковского.

Во время выставки произошел конфликт между академистами и передвижниками из-за работ М.А. Врубеля «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович», после чего С.И. Мамонтов выстроил для них рядом отдельное здание, надпись над которым гласила: «Выставка декоративных панно художника М.А. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств».

Около здания Научно-учебного отдела были расположены две образцовые школы: школа министерства народного просвещения и двухэтажная школа-церковь. Для учителей церковно-приходских школ были устроены педагогические курсы. Экспонатами на выставке стали: школьные уставы, учебные пособия…. Среди экспонатов был даже школьный музей по естествознанию.

Из частных экспонатов особый интерес вызывали: «волшебный фонарь», изобретенный подполковником Малиновским, действующий по принципу современного диапроектора, глобусы, образовательные игры, учебные пособия и другие экспонаты.

А.С. Попов демонстрировал свой «грозоотметчик» - прибор для обнаружения и регистрирования электрических колебаний. Изобретенный Поповым прибор мог предугадать приход грозы, а значит, предотвратить замыкание.

Известный художник К.А. Коровин спроектировал павильон Крайнего Севера и оформил его монументальными панно, показывающими жизнь поморов и аборигенов Севера. Здесь же в оцинкованном чане с водой экспонировался тюлень Васька, привезенный с Ледовитого океана.

Жемчужиной Сибирского отдела – грот из самоцветных камней с бюстом императора, изготовленный на Екатеринбургской гранитной фабрике, окруженный богатой коллекцией «сибирских ценных камней».

 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
МКУК ЦБС Ленинского района г.Нижнего Новгорода